Информационно-образовательнный портал
для врачей при поддержке ведущих
медицинских вузов Санкт-Петербурга

Информационно-
образовательнный
портал для врачей

Медикаментозное акне

Женщина 46 лет 12 мая с.г. перенесла микродискоэктомию (удаление парамедиальных грыж дисков С4, С5, С6, С7). Через пять дней после операции у пациентки развились признаки синдрома Горнера (птоз, миоз, энофтальм), по поводу чего ей была назначена терапия нейромедином внутримышечно №10, прозерином подкожно по 1,0, №10; кроме этого, получала никотиновую кислоту по 0,1, внутримышечно, №10, бенфотиамин в сочетании с пиридоксином гидрохлоридом (витамин В6) в виде внутримышечных иньекций по 2,0 ежедневно, №15. На фоне 9–10–й инъекции пиридоксина и бенфотиамина пациентка отметила усиление жирности кожи лица, области декольте, общей потливости. Появилась умеренно зудящая узелковая и гнойничковая сыпь. Процесс сопровождался двухдневным повышением температуры до 38,7°С. На 15–й день данной терапии на себорейных участках кожи сыпь стала универсальной (рис. 6). Рекомендованная в хирургическом отделении терапия гормональной мазью в сочетании с водной болтушкой была безуспешной. Пациентка обратилась к дерматологу.

Физикальное обследование. В области лба, щек, шее, груди (декольте) с переходом на плечи определяется обильная сыпь, представленная фолликулярными папулами и папуло–пустулами, полусферической формы, выступающими над окружающей видимо здоровой кожей, величиной с чечевицу, округло–овальных очертаний, застойно–красного цвета, несколько отечны, часть из которых экскориирована под кровянистыми корочками. Единичные элементы сгруппированы попарно, однако изолированы и не демонстрируют тенденции к слиянию. Воспалительный процесс локализуется на жирной блестящей коже, не имеющей комедонов и милиумов. На шее слева в нижней трети располагается вертикально очерченный послеоперационный рубец величиной до 6 см с незначительно выраженными келоидными признаками (рис. 7). Субъективно пациентку в области высыпаний беспокоит умеренный зуд.

https://www.rmj.ru/data/articles/Image/t16/n23/1559-3.gif

Диагноз: медикаментозное акне. Состояние после операции микродискэктомии грыж С4–С7, послеоперационный синдром Горнера.

Обсуждение. Под термином «акнеформные дерматозы» объединена большая группа кожных заболеваний, в которую входят: медикаментозное акне, радиогенное акне, невоидные акнеформные дерматозы (болезнь Бурневиля и др.), стеатоцистома множественная, милиарная диссеминированная волчанка лица, стерильные акнеформные дерматозы (ВИЧ–ассоциированный акнеформный дерматоз, питироспоральный фолликулит, милиум и др.). К ним также причисляют акнеподобные высыпания, наблюдаемые при различных болезнях (акроцефалосиндактилия, тип 1, врожденная адренальная гиперплазия, болезнь Крона метастатическая, синдром Кушинга, синдром Фавра–Ракушо, болезнь Гровера, синдром Габера, трихоэпителиома, синдром САФО).

Этиопатогенез. Причиной акнеформных дерматозов чаще всего являются побочные действия лекарственных препаратов. Даже препараты, используемые для лечения угрей, могут быть источниками акнеформных высыпаний.

Медикаментозное акне – это воспалительные реакции кожи, развивающиеся остро или подостро, при воздействии лекарств, принимаемых внутрь в течение нескольких недель или месяцев. По–видимому, их можно рассматривать как токсидермии, возникшие вследствие своеобразной медикаментозной интоксикации. Акнеформным действием обладают кортикостероиды, андрогены, пероральные контрацептивы, туберкулостатики (изоникотиновая кислота), этионамид, рифампицин, литий, антидепрессанты (азатиоприн, циклоспорин А), 8–метоксипсорален, фенобарбитураты, тетрациклины, стрептомицины, дисульфиран, тиреостатические лекарства, противосудорожные препараты (триметадион, дифенилгидантион), витамины В1, В6, В12, галогены (бромиды, йодиды).

Скрытыми источниками йода являются витамины, минеральные вещества, снотворные, препараты щитовидной железы. Бром содержится в седативных, обезболивающих и противопростудных лекарственных средствах. Различают следующие разновидности медикаментозного акне:
– кортикостероидные акне;
– галогеновые акне (йодакне, бромакне, хлоракне);
– акне от применения андрогенов или препаратов для лечения заболеваний щитовидной железы;
– бодибилдинговые (допинговые) акне от применения анаболиков и витаминов группы В;
– акне, вызванные другими медикаментами: цитостатиками, иммунотропными препаратами (циклоспорин, азатиоприн, соли золота), противосудорожные средства (барбитураты, фенитоин), противотуберкулезные препараты (этамбутол, изониазид, рифампицин), прочие (витамин Д, литий, хлоралгидрат).

Акнеформные элементы, как правило, представлены типичными первичными морфологическими высыпаниями, однако для них не характерны патогенетические признаки, свойственные акне. Комедоны обычно отсутствуют или формируются позднее, вследствие инкапсуляции и развития первичного процесса. Начало заболевания, как правило, внезапное (в течение нескольких дней или недель). Страдают лица не юношеского возраста. Течение процесса короткое, заболевание разрешается после устранения причины. Рубцы на пораженных участках не наблюдаются.

Гистопатология. Патогистологическим признаком вначале является спонгиоз, затем в связи с разрывом фолликулярного эпителия и попадания содержимого канала в дерму, развивается неспецифическая нейтрофильная инфильтрация.

Диагноз «медикаментозное акне» основывается главным образом на данных анамнеза о приеме медикаментов, вызывающих акне (в частности, на примере нашей пациентки – это прием жирорастворимых витаминов группы В), и внезапном начале заболевания в течение нескольких дней.

Обращает на себя внимание необычный возраст больных (пациентке 46 лет), не характерный для угревых элементов. Как правило, процесс протекает при общих проявлениях лекарственной интоксикации в виде лихорадки. И, наконец, наблюдается быстрое разрешение воспалительных высыпаний после прекращения приема лекарств (в нашем случае в течение двух недель, когда были сняты препараты, назначенные в хирургическом отделении). Проводимая десенсибилизирующая, дезинтоксикационная и местная противовоспалительная терапия ускоряет излечение больного.

В данном клиническом случае диагноз основан на данных анамнеза, развития, течения дерматоза и быстром благоприятном исходе заболевания после отмены витаминных препаратов, вызвавших кожный процесс.